Ученые назвали срок, когда Земля станет непригодна для людей - «Интернет и связь»

4-05-2024, 09:47

Тепловой «конец света» может наступить уже в ближайшие столетия. Наиболее вероятны для Земли два сценария: потепления из-за парниковых газов и термодинамический нагрев планеты.

Немецкий астрофизик Себастьян фон Хорнер в 1975 году предсказал возможные даты «конца света» — момента, когда Земля станет непригодна для жизни млекопитающих. Тогда ученый считал, что это может произойти из-за безудержного роста населения, увеличения использования энергии или влияния человека на природу. Фон Хорнер назвал срок между 2020 и 2050 годами.

В новой работе ученые из Космического научного института Blue Marble обновили расчеты немецкого астрофизика. Они пришли к выводу, что «концы света», связанные с перенаселением или сельскохозяйственными ограничениями, можно не ждать, так как темпы роста населения снизились по сравнению с ожиданиями фон Хорнера, а сельское хозяйство стало более эффективным.

Исследователи рассмотрели в качестве возможных два сценария, связанных с нагревом планеты. Катастрофическим для Земли будет считаться изменение равновесной температуры Земли на 7 °C. Первый способ достичь этой отметки — постоянное увеличение выбросов парниковых газов. Если правительства государств не смогут снизить объемы выбросов, то критической отметки человечество достигнет уже к 2100 — 2200 годам.

Второй сценарий — термодинамическое изменение климата из-за растущего потребления энергии. Ученые собрали данные о потреблении энергии в 1850 — 2015 годах и предположили, каким оно будет в следующие столетия. Дальше они рассчитали, как оно будет влиять на температуру планеты. В итоге получилось, что критическое потепление в 7° будет достигнуто между 2200 и 2400 годами в зависимости от типа используемой энергии.

Ученые направили свою работу для публикации в журнале Futures, а препринт опубликовали в Сети. После они написали программное письмо в Национальную академию наук США со ссылкой на эти данные.

В письме исследователи предлагают внести изменения в стратегию поиска разумной жизни на других планетах. По мнению ученых, Земля вступила в антропоцен — эпоху, которая характеризуется крайне активным влиянием человека на состояние планеты. Среди ее признаков — массовые выбросы углекислого газа, повышение кислотности мирового океана, а также обилие бетона и пластика в земле. При поиске внеземной жизни следует искать высокоразвитую цивилизацию и использовать «химические подписи» антропоцена — например, парниковые газы или следы ядерных взрывов.