26-05-2024, 22:42
Найдена новая сверхспособность голых землекопов - «Интернет и связь»

Голые землекопы — очень необычные животные. Они редко болеют раком, устойчивы к некоторым видам боли и могут прожить до 18 минут без кислорода. Однако главная их сверхспособность — они, похоже, вообще не стареют. Научная работа об этом опубликована в журнале elife, кратко об исследовании рассказывает Sciencemag.

Ученые давно обращали внимание на высокую продолжительность жизни голых землекопов. Мыши в неволе живут не более 4 лет. Исходя из размеров, землекопы могли бы жить максимум 6 лет. Однако вместо этого некоторые особи доживают до 30 лет, при этом самки сохраняют возможность иметь потомство.

Биолог Рошель Буффенштейн изучала голых землекопов более 30 лет. За это время у нее накопилось более трех тысяч историй жизни грызунов. Для каждого она записала дату рождения, дату смерти, а также причину гибели. Большая часть грызунов была умерщвлена для экспериментов или передана в другие лаборатории. Однако некоторые прожили больше 15 лет, самому старшему голому землекопу исполнилось 35 лет.

Изучив данные, исследовательница пришла к выводу, что голые землекопы нарушают закон Гомпертца — статистическое распределение, которое описывает смертность. Согласно этому закону, вероятность смерти экспоненциально увеличивается с возрастом. К примеру, у людей после 30 лет шанс умереть удваивается примерно каждые 8 лет. Такая закономерность распространяется на всех взрослых млекопитающих.

Однако у взрослых голых землекопов эта тенденция не прослеживается. После достижения ими половой зрелости в возрасте 6 месяцев ежедневная вероятность смерти каждого грызуна немного больше, чем 1 к 10 000. Она остается такой на протяжении всей их жизни и даже немного снижается с возрастом.

Другие исследования показывали, что голые землекопы активно «ремонтируют» свою ДНК из-за высокого уровня шаперонов — белков, которые восстанавливают структуру других белков. «Я думаю, что эти животные держат свой дом в чистоте и порядке, а не накапливают повреждения», — говорит автор исследования Рошель Буффенштейн о накоплении повреждений ДНК с возрастом, которое свойственно другим животным.

Некоторые ученые предостерегают от радикальных выводов, другие же утверждают, что эти данные крайне важны и поразительны. «Это чрезвычайно низкая смертность, — считает Калеб Финч, биогеронтолог из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, который не участвовал в исследовании. — В пожилом возрасте их смертность ниже, чем у любого другого млекопитающего, когда-либо изученного».