Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
Введение в CSS
Преимущества стилей
Добавления стилей
Типы носителей
Базовый синтаксис
Значения стилевых свойств
Селекторы тегов
Классы
CSS3
Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом.
Идентификаторы
Контекстные селекторы
Соседние селекторы
Дочерние селекторы
Селекторы атрибутов
Универсальный селектор
Псевдоклассы
Псевдоэлементы
Кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит. Кто не умеет учить - становится деканом. (Т. Мартин)
Группирование
Наследование
Каскадирование
Валидация
Идентификаторы и классы
Написание эффективного кода
Вёрстка
Изображения
Текст
Цвет
Линии и рамки
Углы
Списки
Ссылки
Дизайны сайтов
Формы
Таблицы
CSS3
HTML5
Блог для вебмастеров
Новости мира Интернет
Сайтостроение
Ремонт и советы
Все новости
Справочник от А до Я
HTML, CSS, JavaScript
Афоризмы о учёбе
Статьи об афоризмах
Все Афоризмы
Помогли мы вам |
Самозарядные винтовки были истинным стрелковым хайтеком начала Второй мировой и Великой Отечественной. Всего две страны имели их на вооружении — СССР и США. Самозарядные винтовки Токарева СВТ-38 и СВТ-40 и американская M1 Garand оказались вполне удачным оружием, но с совершенно разной судьбой. Сегодня сравнивает две самые массовые самозарядки Второй мировой.
Вообще-то никаким прорывом в оружейном деле винтовка, не требующая ручной перезарядки, но при этом стреляющая только одиночными, не была. Первая такая модель появилась еще в начале ХХ века, как ни странно, в Мексике — система Мондрагона родилась именно там. Шли годы, многие страны экспериментировали с самозарядками разных систем, но до крупносерийного производства дело не доходило. Дороговизна, ненадежность, сложность в эксплуатации — все эти проблемы раз за разом перевешивали плюсы высокой скорострельности и отсутствия необходимости в ручном перезаряжании.
Свои самозарядки создали едва ли не все державы — но к 30-м годам ни одно государство не решилось перейти на них целиком. В итоге до Второй мировой на это решились американцы и СССР. Первые разрабатывали свой M1 Garand на протяжении целых 12 лет, с 1929 года. В итоге к 1936 году военные США получили винтовку, с которой и закончили войну на Эльбе, — однако полностью вооружить ей армию получилось только к 1943 году.
Советские конструкторы начали позже и с куда более неудачной автоматической АВС-36. Поняв, что модель очень уж неудачная, в СССР переключились на СВТ-38, которую через два года «допилили» до версии СВТ-40. Именно эта винтовка должна была стать основным стрелковым оружием Красной армии, если бы не нападение гитлеровской Германии в 1941 году. Потеря огромных территорий и промышленных мощностей вынудила советское руководство практически свернуть производство сравнительно дорогих СВТ и вернуться к проверенным временем простым винтовкам Мосина.
Позже, когда война уже подходила к концу, выяснилось, что время самозарядок под винтовочный патрон уже проходит — появились первые автоматы, готовился удачнейший карабин Симонова, а до системы Калашникова оставались считаные годы. В результате CВТ так и не удалось стать основной винтовкой Красной армии, но по объективным причинам.
Боеприпасы .30?06 Springfield, использующийся «Гарандом», и 7,62?54R вполне сравнимы. Оба патрона были созданы на рубеже XIX—XX веков (российский патрон раньше, американский позже), оба имеют похожую дульную энергию и баллистику, оба обладают слишком высокой мощностью для использования их в винтовках (к чему стрелять на 1000 метров, если противника ты видишь только за 500, а реальный бой вообще идет максимум на 300?400 метров?). Бросается в глаза только архаичная закраина у советского патрона — для автоматического оружия это скорее плохо, чем хорошо. Так что здесь небольшое преимущество у «американца».
Практическая скорострельность у винтовок близка — даже не слишком опытный стрелок сможет за минуту выпустить 20?30 пуль (почти невообразимая скорострельность для обычной магазинной винтовки, если стреляет непрофессионал). «Русские поголовно вооружены ручными пулеметами», — писал немецкий солдат в июне 1941 года, столкнувшись с вооруженной СВТ пехотой РККА. Похожая ситуация была и у американцев.
По точности винтовки также практически идентичны на дистанциях до 500 метров (кроме случаев ведения из модели Токарева автоматического огня, но об этом ниже). Лучшее качество изготовления M1 Garand и ее несколько большая масса (чем тяжелее оружие, тем лучше контролируется, особенно при стрельбе мощным патроном) компенсировались наличием у СВТ дульного тормоза-компенсатора. На всех реальных дистанциях боя винтовки в общем были равны.
Изначально, будучи только созданной, M1 Garand обладала крайне экзотической и очень неудачной конструкцией автоматики с отдачей капсюля в гильзе. Впоследствии, убедившись, что в этой схеме нет ничего хорошего, конструктор дважды менял схему: сначала на автоматику с отводом газов через специальный надульник, затем на классический газоотвод, как у большинства современных моделей винтовок. Запирание ствола в M1 Garand осуществляется поворотом затвора, что также один из удачнейших вариантов. Схема «газоотвод + запирание поворотом затвора» используется в обоих самых распространенных автоматах современности — АК и М-16.
#реконструкция в #Челябинск #ЧВВАКУШ #легендарная #автоматическая #винтовка #СССР #СВТ-40 pic.twitter.com/Rsw063eqJO
— Андрей Ветлугин (@patronfilm) February 23, 2016
Токарев в конструкции СВТ так не мудрил — изначально был выбран вариант автоматики с отводом пороховых газов и коротким ходом поршня (сегодня такой вариант с успехом используется в СВД). Запирание канала ствола производится перекосом затвора — это менее удачный вариант, чем поворот затвора, и сегодня уже мало где используется. Однако на тот момент преимущество поворота затвора было вовсе не очевидно, так что здесь можно говорить о равенстве.
Здесь отзывы о двух винтовках кардинально разные. К «Гаранду» военного времени у американцев претензий практически не было. Зато СВТ советские солдаты зачастую клеймили абсолютно ненадежным оружием. Капризная «Светка» заклинивала при первой возможности, и с фронта потоком шли рекламации — с такими винтовками воевать нельзя.
Казалось бы, все ясно, американское качество против советской халтуры, и вопрос можно закрывать. Однако здесь не все так просто. Будь СВТ действительно никакой по надежности винтовкой, вряд ли ее вообще решились бы производить миллионным тиражом. А немцы и финны, захватившие немало таких винтовок, вряд ли поставили бы халтуру себе на вооружение — в то время как в реальности именно это и произошло.
Загадка разрешается просто: во-первых, частые отказы СВТ-40 объяснялись зачастую тем, что бойцы не умели как следует ее разбирать и чистить. Или не хотели этим заниматься — с понятным результатом. Имеющая больше сотни деталей самозарядка оказалась попросту слишком сложной для солдат, имеющих в основном нулевую техническую грамотность. В случаях, когда бойцы были подкованы в этом плане — например, на флоте, — вопросов с низкой надежностью «Светки» возникало в разы меньше.
Кстати, «Гаранд» в СССР постигла бы та же судьба — испытав ее на полигоне, советские инженеры вынесли вердикт: винтовка слишком сложная, и ее использование солдатами будет приводить ровно к тем же проблемам. В США этот вопрос не возникал по очевидным причинам: образовательный ценз американских солдат в тридцатые годы был выше, чем у советских, и эксплуатация оружия не составляла для них большой трудности.
Правда, у недостаточной надежности СВТ есть и еще одна причина. После выпуска СВТ-38 от конструктора Токарева потребовали любой ценой облегчить оружие. Причина банальна: в армии в тот момент служили поколения, родившиеся во время Гражданской войны, зачастую сильно недокормленные в детстве и подростковом возрасте, — в таких условиях важен каждый лишний грамм. Токарев с заданием справился, СВТ-40 была легче на 600 граммов (без штыка и патронов) — но снижение массы оказалось ценой за ослабление конструкции. Что негативно сказалось на надежности оружия.
Garand также дорабатывался не один год, но в данном случае движение шло именно в сторону увеличения надежности: вспомним, что конструктор полностью изменил схему автоматики винтовки перед ее принятием на вооружение. А уже в конце тридцатых претензии к оружию были столь значительны, что разбирательства о недостаточной надежности M1 велись чуть ли не на уровне конгресса, а морпехи США сначала настолько невзлюбили модель, что из принципа закупили десятки тысяч винтовок Джонсона, главного конкурента «Гаранда». Тем не менее в итоге конструктору удалось довести свое детище до ума настолько, что в войну претензий к нему практически не было.
Побеждает здесь, пусть и с небольшим отрывом, американская винтовка. Она оптимально соответствовала требованиям армии США, а ее конструктор не имел необходимости жертвовать одними качествами винтовки для улучшения других, как Токарев.
СВТ-40 и M1 Garand имеют совершенно разное питание патронами. У советской винтовки — классический отъемный магазин на 10 патронов снизу оружия. У американской винтовки — пачки на 8 патронов, вставляемые сверху. При этом винтовку Токарева можно дозаряжать из обычных пятипатронных обойм, не отмыкая магазина.
Пачку дозаряжать не столь просто (хотя и не невозможно), и американским солдатам рекомендовалось для замены просто отстрелять ее до конца (благо снабжение армии США боеприпасами было отличным). После восьми выпущенных пуль пустая пачка со звоном вылетала из оружия, и можно было вставлять следующую. При заряжании, кстати, можно было получить затвором по руке — появился даже термин Garand Thumb (что-то вроде «большой палец „Гаранда“», то есть ушибленный затвором винтовки большой палец).
Очевидно, здесь явное преимущество у СВТ — патронов больше, дозарядка проще, опасности повредить что-нибудь при заряжании нет.
Штыки мы рассматривать не станем — лучше или хуже у винтовки штык, в XX веке не имело решительно никакого значения. Лучше оценим возможности использования M1 Garand и СВТ-40 как снайперских винтовок, их возможность использовать винтовочные гранаты или служить эрзац-пулеметом.
Снайперский вариант СВТ конструкторы делали буквально одновременно с обычным. Ничем серьезным такая винтовка не отличалась — добавлялся кронштейн для прицела, создавался сам прицел (3,5-кратный ПУ), чуть лучше обрабатывался ствол. Удачным этот опыт назвать трудно — винтовка имела целый ряд недостатков. Более пологие нарезы, чем у «мосинки», снижали точность, а дульный тормоз-компенсатор давал яркую вспышку у ствола, несколько ослеплявшую и демаскировавшую стрелка.
Снайпер полка народного ополчения сталинградского завода «Красный Октябрь» вооружённый именной снайперской винтовкой #СВТ-40 Герой Советского Союза товарищ Гончаров. #Сталинградский фронт, 29 августа 1942 года. pic.twitter.com/8JhobD1UP3
— CyberSniff (@cybersniff2000) August 30, 2019
Но главной проблемой оказался «эффект отрыва первой пули» — недостаточно прочно соединенные с ложей ствол и ствольная коробка приводили к тому, что при первом выстреле пуля уходила сильно вверх, в то время как при последующих — несколько ниже. То, что не было критичным для обычного стрелка в траншее, для снайпера могло стоить промаха. Со временем этот недостаток устранили, но осадочек остался, и снайперских СВТ произвели всего несколько десятков тысяч.
Часто в доказательство успешности применения системы Токарева в этом качестве приводят опыт Людмилы Павличенко — самой успешной женщины-снайпера на фронте, на чьем счету больше 300 убитых противников. Но здесь упускается важный момент: именная СВТ была ей просто подарена за первую сотню побед, и Павличенко только фотографировалась с ней, а воевать предпочитала с обычной «мосинкой». Эта информация не секретна и присутствует в ее мемуарах, просто читали их не все.
Что касается M1 Garand, то всю Вторую мировую снайперской винтовкой он не служил. Такой вариант был разработан только к 1944 году и в существенных количествах на фронт не попал. Звездным часом снайперских «гарандов» стала Корейская война 1950?1953 годов, на которой эти винтовки показали себя отлично. Возможно, если бы СВТ продолжили дорабатывать именно для снайперов, она бы показала себя не хуже, но заниматься этим никто не стал — ближе к концу войны пришло время другого оружия.
Другим способом использовать винтовку была установка на ней гранатомета для стрельбы винтовочными гранатами. Для Garand имелся гранатомет M7, который неплохо зарекомендовал себя в бою и широко использовался. СВТ так не могла — конструкция винтовки не позволяла установить на нее устройство для метания гранат (впрочем, нормальных винтовочных гранатометов в СССР не было тогда вообще).
Зато в начале войны модель Токарева выпускалась частично в виде автоматической винтовки — с возможностью стрельбы очередями. Пулемет из нее получался совершенно никакой (малая масса оружия и мощный патрон не позволяли нормально контролировать его при стрельбе), пули улетали куда попало. Но моральный эффект при отсутствии нормальных пулеметов какой-никакой имелся — что подчас было плюсом.
Итак, СВТ могла быть посредственной снайперской винтовкой с возможностью улучшения и очень плохим пулеметом. М1 Garand — неплохой, хоть и сильно запоздавшей снайперкой, а также умела вполне прилично метать гранаты. Преимущество здесь, конечно, за американской винтовкой.
Поскольку уже к 1942 году выпуск СВТ-40 упал в разы, а год спустя их выпускалось уже совсем мизерное количество, общее число произведенных винтовок составляет примерно 1,6 миллиона. M1 Garand производился всю войну и стал в 1943 году основной винтовкой американской армии — всего их в итоге сделали больше 5 миллионов. Абсолютное преимущество за американской винтовкой.
Итак, наше сравнение закончено, и победа M1 Garand очевидна. Здесь сложилось много обстоятельств — и тот факт, что американцы начали работу раньше, и необходимость против воли Токарева облегчать винтовку, и внезапное нападение Германии, не давшее завершить перевооружение. Однако факт остается фактом — СВТ осталась в истории как очень хорошая, но очень неудачливая винтовка. Чего не скажешь о «Гаранде».
|
|