Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
Введение в CSS
Преимущества стилей
Добавления стилей
Типы носителей
Базовый синтаксис
Значения стилевых свойств
Селекторы тегов
Классы
CSS3
Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом.
Идентификаторы
Контекстные селекторы
Соседние селекторы
Дочерние селекторы
Селекторы атрибутов
Универсальный селектор
Псевдоклассы
Псевдоэлементы
Кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит. Кто не умеет учить - становится деканом. (Т. Мартин)
Группирование
Наследование
Каскадирование
Валидация
Идентификаторы и классы
Написание эффективного кода
Вёрстка
Изображения
Текст
Цвет
Линии и рамки
Углы
Списки
Ссылки
Дизайны сайтов
Формы
Таблицы
CSS3
HTML5
Блог для вебмастеров
Новости мира Интернет
Сайтостроение
Ремонт и советы
Все новости
Справочник от А до Я
HTML, CSS, JavaScript
Афоризмы о учёбе
Статьи об афоризмах
Все Афоризмы
Помогли мы вам |
Стартап в сфере дополненной реальности Wannaby — один из наиболее заметных проектов родом из Беларуси. Он выиграл в конкурсе Golden Kitty Awards от известной платформы Product Hunt; про него пишут такие изадния как The Wall Street Journal. В последний раз о стартапе упомянул TechСrunch — в связи с началом сотрудничества со Snapchat. 42.TUT.BY побеседовал с СЕО проекта Сергеем Архангельским на тему, куда движется Wannaby и как на компании сказалась пандемия коронавируса.
Все началось в 2017 году, когда Юрий и Алексей Мельнички заявили о запуске нового проекта в сфере AR под названием Wannaby.
Стартап специализируется на дополненной реальности в сфере торговли (AR-commerce). Это довольно популярная тема. Так, у IKEA есть свое приложение, которое позволяет виртуально расставить мебель в комнате, а технологии от Apple и Google помогают «примерить» очки или макияж разных цветов. И благодаря компании ModiFace, которую купила компания L’Oreal, можно не только виртуально нанести мейкап, но и изменить цвет глаз и волос на фото.
Кстати, именно примером ModiFace и вдохновлялись разработчики Wannaby, когда выпустили в 2018-м свой первый продукт — приложение для примерки лака для ногтей Wanna Nails. Тогда в интервью vc.ru представители стартапа говорили, что планируют запустить в будущем подобные приложения для товаров в сфере красоты, моды и драгоценностей и добиться максимальной точности, разрешения и реалистичности текстуры и цвета товаров в дополненной реальности.
В том же 2018 году стартап привлек два миллиона долларов от инвесткомпаний Bulba Ventures и Haxus, которые также причастны к созданию AIMatter, MSQRD и Prisma.
В январе 2019-го компания выпустила свой второй проект — приложение для виртуальной примерки кроссовок Wanna Kicks: чтобы кроссовки «появились» на ступнях, нужно выбрать 3D-модель кроссовок из списка, а затем навести камеру смартфона на ноги. Именно этот проект стал наиболее известным — сейчас данной технологией (за деньги, естественно) пользуются такие топовые компании, как Gucci, Lamoda, Farfetch и другие.
Два года назад топами стартапа были уже упомянутый Алексей Мельничек, директор Илья Шустерман и руководитель команды R&D Арсений Кравченко. Однако спустя время они ушли в другие проекты, так что сейчас в команду входят экс-инженер Google Сергей Архангельский и еще пять руководителей различных отделов.
Wannaby продолжает работать над технологией виртуальной примерки аксессуаров. Не так давно ML-модель для отслеживания ног, разработанная белорусами, появилась и в Snapchat — это позволит разработчикам «Снэпа» создавать специальные «линзы» для ног.
Спустя некоторое время после этой новости 42.TUT.BY побеседовал с CEO Wannaby Сергеем Архангельским. Так как сейчас компания из-за пандемии работает удаленно, беседа проходила по видеосвязи.
Сергей Архангельский родом из России. До переезда в Минск он проработал десять лет в Google: первые восемь — в московском офисе и еще два года — в Калифорнии, где был в команде поискового ранжирования. В 2017-м он вернулся в Москву и летом 2018-го присоединился к Wannaby.
— Как так вышло? Я был знаком с Юрием Мельничком, который в свое время участвовал в Wannaby. На тот момент стартап требовалось вывести на новый уровень — в плане технологий и бизнеса, — рассказывает Сергей. — Мне, конечно, было интересно делать такие проекты с нуля или с достаточно низкого старта. Я пообщался с командой, съездил в Минск, мне все понравилось, и я решил присоединиться к команде.
Конечно, меня и семью смущал переезд, но все же здесь знакомый язык и очень похожая культура. И так совпало, что за несколько месяцев до того, как все сложилось, у меня родился ребенок — а с точки зрения жизни с ребенком Минск более комфортен, чем Москва.
Вначале мы отнеслись к Минску с некоторой опаской или даже неким московским снобизмом, но это достаточно классный город, где очень комфортно жить. Сейчас я говорю друзьям и знакомым, что Минск превзошел мои ожидания как место для жизни.
— Но почему вы решили отказаться от работы в топовой компании в США? Все же из Беларуси кажется, будто Кремниевая долина — это прекрасное место для жизни и работы, где круглый год светит солнце.
— Мне кажется, вы недооцениваете свою погоду. Помню, когда я приехал в Калифорнию в 2015 году, то последний дождь был где-то в середине мая, а следующий — в ноябре. Когда каждый день светит солнце, уже к июлю это очень надоедает, — смеется Сергей. — Хорошо там, где нас нет. Мне кажется, толковый образованный айтишник может позволить себе более высокий уровень жизни в Беларуси, чем в Калифорнии, — за счет того, что в долине все очень дорого. Там квартира one bedroom (одна спальня и кухня) стоит три тысячи долларов в месяц, что больше трети чистого ежемесячного дохода.
Ну и никто не отменял культурную разницу. В какой-то момент я понял, что не хочу оставаться в Америке навсегда, становиться американцем, и, в общем-то, принять решение вернуться было совсем несложно.
Второй причиной стало желание развивать свой стартап. За десять лет в Google у меня сложилась неплохая карьера. Но я решил, что при желании могу ее возобновить — дома или за рубежом. Вместе с тем годы уходят, а возможность действительно затеять что-то свое, поучаствовать в классной интересной истории — уменьшается. Чем больше у тебя жизненных обстоятельств, тем сложнее пробовать что-то новое.
Прежде всего мы спросили Сергея, когда именно началось сотрудничество Wannaby со Snapchat — возможно, переговоры стартовали задолго до того, как TechCrunch объявил об их результатах?
— Со Snapchat мы общаемся достаточно долго, наверное, года два. На тот момент они общались со всеми восточноевропейскими стартапами, которые занимаются машинным зрением. У нас с ними были контакты, в том числе и по проекту с ногтями (Wanna Nails. — Прим. TUT.BY), — ответил Сергей. — Долгое время у нас не было ничего конкретного, но в какой-то момент они сказали, что планируют серьезный запуск, вследствие чего компания позволит сторонним разработчикам запускать свои нейронные сети и делать собственные «линзы». С тех пор у нас более активно пошло взаимодействие, и буквально недели две назад мы запустились.
На чем сейчас сфокусирован стартап? По словам Сергея, приложение Wanna Nails не развивается активно почти год — вместо этого команда сосредоточила свои усилия на Wanna Kicks.
— Дело в том, что продукт, связанный с примеркой обуви, оказался на порядок более востребованным с точки зрения приложения и лицензирования технологии, — поясняет он.
— Планируете ли вы ввести еще один предмет для виртуальной примерки?
— Да, мы этим занимаемся. Если все будет хорошо, то буквально через пару месяцев мы должны анонсировать технологию для примерки нового предмета. Но пока ничего сказать не могу.
— Хотя бы намекните — это вещь или что-то связанное с внешностью?
— Скажем так, это пока не одежда и не косметика. Работа ведется очень активная, ближайшие планы есть, но пока не анонсируем. Я не люблю рассказывать о проектах заранее — всегда есть вероятность, что что-то пойдет не так.
Как именно приложение позволяет «примерить» кроссовки? Это достигается за счет решения трех условных задач.
Прежде всего технология должна понять, как и где находится ступня. Для этого разработчики создали на основе нейросетей специальный алгоритм, который определяет положение ног. И, разумеется, в компании есть отдел разметки, который готовит данные для обучения этих алгоритмов.
Другая задача заключается в том, чтобы приложение определяло, какая часть кроссовки должна быть видна, а какая — скрыта ногой. Например, если во время виртуальной примерки поводить ступней, то станет заметно, что некоторые части кроссовки как бы пропадают из вида.
И третья задача — рендеринг обуви. Кроссовки отрисовываются при помощи собственного движка, в котором сотрудники уделяют особое внимание передаче материалов — кожи, резины, тканей и так далее. Отдельная команда занимается созданием моделей, для чего используется настоящая обувь.
— Обычно мы покупаем пару кроссовок, оцифровываем, а потом возвращаем в магазин в установленные законом сроки — в течение 14 дней, — рассказывает Сергей. — Но иногда, когда мы работаем с брендами и ритейлерами, нам присылают кроссовки «в один конец». Или же мы что-то покупаем и не возвращаем, потому что некая модель является интересной и мы хотим с ней проводить в дальнейшем эксперименты.
В общем, через нас проходит некий поток обуви и часть оседает в офисе. Но недавно мы почистили большую часть складов и раздали кроссовки сотрудникам — каждый мог выбрать себе пару, которая подходит по размеру и цвету. В некотором смысле это был подарок от компании.
Как правило, успех компании определяется ее доходами. Однако на вопрос о прибыли Сергей отвечает, что не может называть конкретные цифры.
— Пока у нас речь больше идет о выручке (прибыль — это выручка за вычетом расходов), — добавляет он. — Могу сказать, что выручка у нас есть, и она растет. Основной источник — это лицензионные отчисления от наших партнеров, которые, по сути, платят нам за то, чтобы «фича» с примеркой обуви была доступна в их приложении.
Количество партнеров, с которыми у нас коммерческие отношения, близится к десяти. Причем компании из разных стран мира — есть европейская GUCCI, российская Lamoda, ритейлер из Австралии, и в Китае мы работаем с подразделением Farfetch. География в этом плане глобальная, и мы растем достаточно уверенно.
— А как в эту компанию попали лидские кеды — это такой пиар-ход?
— Лидские кеды были в приложении Wanna Kicks на запуске, мне кажется, что в текущей версии их уже будет сложно найти. Но да, на старте мы добавили лидские кеды как «пасхалочку» — так мы показываем, что наш стартап из Беларуси.
Когда мы запускали Wanna Kicks, нашей основной задачей не была монетизация приложения. Скорее, мы хотели сделать классную штуку, которая привлечет внимание партнеров. И во многом нам это удалось: как раз контракт с Gucci — тоже следствие этого внимания. Такая технология понятна за две секунды, она нравится пользователям, и они хотят рассказать об этом другим людям. В общем, она очень хорошо расходится.
— Но потом вы поняли, что приложение все же можно монетизировать?
— Нет, у нас изначально был план, что мы будем лицензировать технологию. Единственное, мы не были уверены, насколько большим будет спрос. Да, до запуска мы поговорили с разными людьми в индустрии и на основании этого предполагали, что интерес будет. Но все равно — пока не сделаешь, не узнаешь.
Мы создали приложение, застолбили за собой место, сказали, что мы первыми в мире сделали такую вещь, а потом уже начали общаться более предметно с брендами и ритейлерами на тему монетизации.
— Может, за это время у вас появились новые инвесторы, бизнес-ангелы?
— Нашим основным инвестором является достаточно известная на белорусском рынке компания Haxus (как пишет dev.by, Юрий Мельничек вышел в начале 2020 года из числа акционеров Wannaby. — Прим. TUT.BY). И недавно в нас инвестировала Наталья Водянова (супермодель, филантроп и киноактриса родом из России. В 2017 году она стала инвестором мобильного приложения Flo Period Tracker и вошла в совет директоров. — Прим. TUT.BY).
На текущий момент мы инвестициями обеспечены. Возможно, в будущем мы будем искать новый раунд финансирования, но пока конкретных планов у нас нет.
В этом году цифровой моде на конференции Emerge было уделено целое выступление — спикеры обсуждали, как виртуальная реальность влияет на наше восприятие моды, а также на электронную коммерцию. Wannaby там тоже упоминался, так что мы не могли не спросить о перспективах их технологии.
— Думаю, это частично замена фотографиям в онлайн-магазинах, — говорит Сергей. — Главное, что мы видим из опыта общения с нашими заказчиками, — технология позволяет рассказать о кроссовках и других предметах моды молодым потребителям, тому самому поколению Z, которое родилось в начале двухтысячных «с телефоном в руках». Это именно тот формат, в котором они хотят видеть моду.
Несмотря на то что наша технология уже год на рынке, интерес не снижается. Наоборот, уже возникает какое-то принятие, понимание, что это новое и полезное. Мы видим наш продукт как способ новой коммуникации брендов с покупателями.
Кроме того, добавляет СЕО, на увеличение интереса к Wanna Kicks повлиял и коронавирус — те компании, которые ранее только присматривались к технологии, изъявили желание поскорее ее внедрить. Все же большинство покупок в мире сейчас перешло в онлайн, и «виртуальная примерочная» здесь будет кстати.
Сейчас в команде около 40 человек, но из-за пандемии подавляющее большинство работает удаленно. Как говорит Сергей Архангельский, «официальные источники о заболеваемости нельзя назвать достоверными, поэтому приходится перестраховываться».
Однако даже в таких условиях компания расширяется и ищет людей для работы над приложением Wanna Kicks: стартап стал активно развивать его несколько месяцев назад, чтобы значительно увеличить его функционал. За ближайшие пару месяцев компания планирует нанять человек десять — как разработчиков, так и 3D-художников.
Особенностью Wannaby является то, что практически все сотрудники имеют опционные пакеты.
— В целом наша политика такая, что мы стараемся платить людям честную зарплату, но не выше рынка, и дополнительно предлагать опционные пакеты, чтобы мотивировать их на долгосрочный успех компании. Если из этого действительно вырастет большая история, то все останутся довольны, — говорит Сергей.
— А если вас купит условный Google?
— Наша основная цель сейчас — не найти «большого покупателя». Мы, скорее, настроены больше на долгосрочное развитие компании. Но если кто-то скажет, что «нам нравится то, что вы делаете, мы хотим вас купить», то мы посмотрим на предложенные ими условия и будем что-то решать. То есть мы не говорим «нет» прямо с порога, но, конечно, хотели бы сделать большую классную IT-компанию.
|
|