Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
Введение в CSS
Преимущества стилей
Добавления стилей
Типы носителей
Базовый синтаксис
Значения стилевых свойств
Селекторы тегов
Классы
CSS3
Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом.
Идентификаторы
Контекстные селекторы
Соседние селекторы
Дочерние селекторы
Селекторы атрибутов
Универсальный селектор
Псевдоклассы
Псевдоэлементы
Кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит. Кто не умеет учить - становится деканом. (Т. Мартин)
Группирование
Наследование
Каскадирование
Валидация
Идентификаторы и классы
Написание эффективного кода
Вёрстка
Изображения
Текст
Цвет
Линии и рамки
Углы
Списки
Ссылки
Дизайны сайтов
Формы
Таблицы
CSS3
HTML5
Блог для вебмастеров
Новости мира Интернет
Сайтостроение
Ремонт и советы
Все новости
Справочник от А до Я
HTML, CSS, JavaScript
Афоризмы о учёбе
Статьи об афоризмах
Все Афоризмы
Помогли мы вам |
Эксперты Group-IB опубликовали отчет об обнаружении малоизученной хакерской группировки, которая атакует банки подобно Cobalt или MoneyTaker.
Первые следы хакерской группы, получившей название Silence, эксперты Group-IB обнаружили еще в июне 2016 года. Отчет гласит, что тогда киберпреступники только начинали пробовать свои силы.
Одной из первых целей Silence стал банк в России, который они попытались атаковать через АРМ КБР (Автоматизированное рабочее место клиента Банка России). После чего хакеры надолго «замолчали». Позже выяснилось, что это — стандартная практика для Silence. Они атакуют избирательно, а между инцидентами проходит около трех месяцев, что втрое больше, чем у других групп, специализирующихся на целевых атаках, например, у MoneyTaker, Anunak (Carbanak), Buhtrap или Cobalt.
Исследователи считают, что причина кроется в крайне малочисленном составе Silence. Впервые за всю практику киберразведки и расследований киберпреступлений специалисты Group-IB столкнулись с такой структурой и ролевым распределением в группе. Silence постоянно анализируют опыт других преступных групп, пробуют применять новые техники и способы краж из различных банковских систем, включая АРМ КБР, банкоматы, карточный процессинг. Менее чем за год объем хищений Silence вырос в пять раз.
Рабочая версия экспертов предполагает, что в команде Silence четко прослеживаются всего две роли — оператора и разработчика. Вероятно, оператор является лидером группы, по характеру действий он — пентестер, хорошо знакомый с инструментарием для проведения тестов на проникновение в банковскую инфраструктуру. Эти знания позволяют группе легко ориентироваться внутри атакуемого банка. Именно оператор получает доступ к защищенным системам внутри банка и запускает процесс хищений.
Разработчик параллельно является реверс-инженером с достаточно высокой квалификацией. Его академические знания о том, как создаются программы, не мешают ему делать ошибки в коде. Он отвечает за разработку инструментов для проведения атак, а также способен модифицировать сложные и чужие программы. При этом для патчинга он использует малоизвестный троян, ранее не встречавшийся ни у одной другой группы. Кроме того, он знает технологии работы банкоматов и имеет доступ к сэмплам вредоносного ПО, которые, как правило, содержатся в базах компаний, занимающихся информационной безопасностью.
Исследователи отмечают, что еще в начале своего пути, летом 2016 года, Silence не имела навыков взлома банковских систем и в процессе своих первых операций училась прямо по ходу атаки. Члены группы внимательно анализировали опыт, тактику, а также инструменты других преступных групп. Они постоянно пробовали применять на практике новые техники и способы краж из различных банковских систем, в числе которых АРМ КБР, банкоматы, карточный процессинг.
Навыки в области реверс-инжиниринга и пентеста, уникальные инструменты, которые хакеры создали для взлома банковских систем, выбор неизвестного трояна для патчинга, а также многочисленные ошибочные действия подтверждают гипотезу о том, что бэкграунд Silence, скорее всего, легитимный. Как минимум один из хакеров работал (или продолжает работать) в компании, специализирующейся на информационной безопасности.
Как и большинство финансово-мотивированных APT-групп, участники Silence говорят по-русски, о чем свидетельствуют язык команд программ, приоритеты по расположению арендуемой инфраструктуры, выбор русскоязычных хостеров и локация целей преступников:
Команды трояна Silence — русские слова, набранные на английской раскладке:
Основные цели группы также находятся в России, хотя фишинговые письма отправлялись также сотрудникам банков в более чем 25 странах. Успешные атаки Silence ограничиваются странами СНГ и Восточной Европой, а основные цели находятся в России, Украине, Белоруссии, Азербайджане, Польше, Казахстане. Тем не менее, единичные фишинговые письма отправлялись также сотрудникам банков в более чем 25 странах Центральной и Западной Европы, Африки и Азии: Киргизия, Армения, Грузия, Сербия, Германия, Латвия, Чехия, Румыния, Кения, Израиль, Кипр, Греция, Турция, Тайвань, Малайзия, Швейцария, Вьетнам, Австрия, Узбекистан, Великобритания, Гонконг и другие.
Хронология атак Silence выглядит следующим образом:
По данным Group-IB, во время первых операций хакеры Silence использовали чужие инструменты и учились буквально по ходу атаки. Однако со временем они перешли от использования чужих инструментов к разработке собственных и значительно усовершенствовали тактику.
В первых операциях киберпреступники патчили чужой малораспространенный бэкдор Kikothac. Они выбрали троян, известный с ноября 2015 года, реверс и реализация серверной части которого не требовали много времени. Использование чужого бэкдора позволяет предположить, что группировка начала работу без предварительной подготовки, и первые операции были лишь попыткой проверить свои силы.
Позже преступники разработали уникальный набор инструментов для атак на карточный процессинг и банкоматы, который включает в себя самописные программы:
Заимствованные инструменты:
Оператор проводит атаки с Linux-машины с использованием утилиты WinExe (Linux аналог PSExec), которая может запускать программы на удаленном узле через SMB-протокол. После закрепления в системе троян Silence устанавливает stagerMeterpreter на зараженную систему. Для доступа к скомпрометированным компьютерам киберпреступники используют RAdmin — программу, которую в некоторых банках устанавливают сами администраторы для удаленного управления рабочими станциями.
Арендованные злоумышленниками серверы для осуществления фишинговых атак находятся в Россиии Нидерландах. Под командные центры они используют услуги хостинга с Украины, который позволяет размещение практически любого контента, в том числе запрещенной информации, вредоносных приложений и файлов. Также несколько серверов Silence арендовали в MaxiDed, инфраструктура которого была заблокирована Европолом в мае 2018 года.
Вначале для рассылок фишинговых писем группа использовала взломанные серверы и скомпрометированные учетные записи, однако позже преступники начали регистрировать фишинговые домены и создавать для них самоподписанные сертификаты.
Чтобы обойти системы фильтрации писем, они используют DKIM и SPF. Письма отправляются от имени банков, у которых не был настроен SPF, с арендованных серверов с подмененными заголовками. Злоумышленники составляли полные грамотные тексты для писем и отправляли их от имени сотрудников банка, чтобы повысить шанс успешности атаки.
Во вложении письма содержались эксплоиты под MS Office Word с decoy документами CVE-2017-0199, CVE-2017-11882 + CVE-2018-0802, CVE-2017-0262, а также CVE-2018-8174. Помимо эксплоитов рассылались письма с вложенными CHM-файлами, что встречается достаточно редко, а также с ярлыками .LNK, запускающими Powershell-скрипты и JS-скрипты.
«Silence во многом переворачивает представление о киберпреступности: по характеру атак, инструментам, тактике и даже составу группы, очевидно, что за этими преступлениями стоят люди, в недавнем прошлом или настоящем занимающиеся легальной работой – пентестами и реверс-инжинирингом, – комментирует Дмитрий Волков, технической директор и глава направления киберразведки Group-IB. – Они тщательно изучают деятельность других киберпреступников, анализируют отчеты антивирусных и Threat Intelligence компаний, что не мешает им делать множество ошибок и учиться прямо по ходу атаки. Ряд инструментов Silence – легитимны, другие разработали они сами, взяв на вооружение опыт других групп. Изучая деятельность Silence, мы предположили, что вероятнее всего это пример того, как whitehat становятся blackhat. Интернет, в особенности, его андеграудная часть, открывают немало возможностей для таких метаморфоз, киберпреступником сегодня стать намного легче, чем 5-7 лет назад: можно арендовать серверы, модифицировать имеющиеся эксплоиты, использовать легальные утилиты. Это значительно усложняет работу форензик-экспертов, но сильно упрощает возможность встать на путь хакера».
|
|