18-04-2024, 04:20
Ученые объяснили, как убивали античные "врата ада" - «Интернет и связь»

В городе Иераполе есть «врата ада». Древние римляне приписывали им сверхъестественные способности — убивать одних существ и щадить других. В новой работе ученые объясняют этот эффект с помощью геологии, кратко об исследовании сообщает Sciencemag.

Иераполь находится на территории современной Турции в одном из наиболее геологически активных районов региона. В античности местные термальные источники славились как целебные.

Врата под названием «Плутоний» (в честь бога смерти Плутона) заново открыли семь лет назад. Это каменный проем в стене, ведущий в небольшой пещерный грот. Во время жертвоприношений в них заводили быков — и те погибали сами. При этом юноши-жрецы, которые вели быков, оставались целыми и невредимыми. В 2011 году археологи заметили, что врата все еще смертельны: птицы, которые подлетают слишком близко, задыхаются и гибнут.

Сейчас ученые из Университета Дуйсбург-Эссен (Германия) отметили, что святыня стоит на глубокой трещине, которая постоянно испускает вулканический углекислый газ. Исследователи изучили концентрацию углекислого газа вокруг ворот.

Выяснилось, что днем концентрация газа снижается из-за солнечного тепла. Однако ночью и особенно на рассвете диоксид углерода, который немного тяжелее воздуха, собирается в «озеро» над землей. На рассвете концентрация CO2 на высоте 40 сантиметров достигает 35% уровня, достаточного для удушения животных или людей. Однако она быстро падает с высотой.

Ученые предположили, что жрецы приносили жертвы в утренние или вечерние часы, когда концентрация газа была максимальной. Скорее всего, жертвенные животные были не слишком высокими. Их головы оказывались в слое углекислого газа, они чувствовали головокружение, падали и оказывались в слое воздуха с еще более высокой концентрацией газа.

А вот жрецы были достаточно высокими, чтобы не попасть под влияние смертельно опасного газа. Древнегреческий историк Страбон писал, что евнухи могут поместить даже голову во «врата ада» и не погибнуть. Он объяснял это «иммунитетом», полученным во время кастрации. Немецкие ученые с ним не согласны — скорее всего, жрецы просто достаточно хорошо разбирались в химии.