Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
Введение в CSS
Преимущества стилей
Добавления стилей
Типы носителей
Базовый синтаксис
Значения стилевых свойств
Селекторы тегов
Классы
CSS3
Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом.
Идентификаторы
Контекстные селекторы
Соседние селекторы
Дочерние селекторы
Селекторы атрибутов
Универсальный селектор
Псевдоклассы
Псевдоэлементы
Кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит. Кто не умеет учить - становится деканом. (Т. Мартин)
Группирование
Наследование
Каскадирование
Валидация
Идентификаторы и классы
Написание эффективного кода
Вёрстка
Изображения
Текст
Цвет
Линии и рамки
Углы
Списки
Ссылки
Дизайны сайтов
Формы
Таблицы
CSS3
HTML5
Блог для вебмастеров
Новости мира Интернет
Сайтостроение
Ремонт и советы
Все новости
Справочник от А до Я
HTML, CSS, JavaScript
Афоризмы о учёбе
Статьи об афоризмах
Все Афоризмы
Помогли мы вам |
Тема строительства IT-страны обсуждается в Беларуси не первый год. Один из спорных моментов — обучение будущих айтишников. Речь идет о создании целого IT-вуза, расширении линейки профильных курсов… А кто должен учить будущих специалистов для самой, пожалуй, быстроразвивающейся сферы? Идеальный вариант — привлечь практиков. Но интересно ли преподавание, условно говоря, программистам, зарплата которых и так измеряется несколькими тысячами долларов? В чем мотивация «растить» себе же конкурентов? Ответы ищем у тех, кто уже так или иначе связан с IT-образованием.
Алексей Локтев в программировании более 30 лет, веб-разработкой занимается с 2005 года, и сегодня он — начальник отдела в компании «Сервис Деск». Тем не менее активно обучает и новичков для IT. Постоянно преподавать начал с 2013 года. Как удается все совмещать, да и зачем это нужно?
— Основная работа обычно заканчивается в 18.00, и начинается тренерство. Плюс на преподавательскую деятельность есть выходные, поэтому очные занятия провожу по субботам. В совмещении есть свои плюсы: на основной работе часто применяю примеры и идеи, разработанные для курсов, а на курсах могу рассказать много интересного «с линии фронта». Бывает, что ученики своими вопросами или ошибками могут заставить задуматься о чем-то новом или разобраться в том, чего раньше не знал. Заработок, конечно, тоже важен, но если работать только ради денег — хорошего результата не получится, и ученики это чувствуют. Но и сказать, что все «для души», было бы неверным. Это, скорее, самореализация. Преподавание — тяжелый труд, но он приносит удовлетворение, особенно когда видишь классный выпускной проект или узнаешь, что твой ученик устроился в хорошую компанию.
Конкуренции со стороны своих же слушателей Алексей не боится. Говорит, они находятся в разных весовых категориях:
— В чем-то конкретном они, конечно, могут составить мне конкуренцию, но в целом — у меня большой опыт программирования, на множестве языков и платформ, меня не так просто догнать. Я на это иначе смотрю. Если ребята толковые, то могут быть мне не конкурентами, а участниками нашей команды. Самых лучших учеников стараюсь затащить в нашу компанию — таких уже несколько десятков.
Алексей уверен: чтобы стать тренером, необязательно быть крутейшим профессионалом в программировании. Ведь вряд ли удастся применить весь свой багаж знаний и навыков.
— Гораздо важнее, чтобы тренер умел объяснять — терпеливо, последовательно и для любого уровня, мог упорядочить свои знания, свой опыт от простого к сложному. И у тренера обязательно должна быть какая-то внутренняя (нефинансовая) мотивация к тому, чтобы развить в ребятах те таланты, которые у них есть. Иначе не хватит терпения, чтобы проверять все домашние задания, найти нужные слова, провести каждого тем путем, которым он пройти способен.
Ян Агеенко занимается дизайном в IT с 2004 года. За это время прошел путь от рядового дизайнера до арт-директора и руководителя отдела дизайна и разработки. Сейчас оказывает услуги дизайн-консалтинга и работает над собственным стартапом.
Тренерской деятельностью Ян занялся в 2015 году — уже обучил несколько сотен дизайнеров. Почему заинтересовался преподаванием?
— Мне всегда хотелось помогать людям, и не так важно, каким именно способом. Дизайн — это тоже помощь. Вспомните какой-нибудь неудобный сайт или программу, в которой вам было сложно разобраться. Это злит, раздражает и вызывает море других негативных эмоций. Дизайнер же делает интерфейс таким, чтобы людям было легко и приятно им пользоваться. Именно это главное в дизайне, а не то, какие там цвета или шрифты. Дизайн — моя основная работа. Чуть позже параллельно с ней стал время от времени проводить тренинги по личной эффективности, тайм-менеджменту, целеполаганию. Это было такое хобби. И только через несколько лет начал преподавать дизайн. По сути, тренерская деятельность позволила объединить два направления моей деятельности в одно. Обучая людей дизайну, помогаю не только им самим освоить новую профессию, но и миллионам пользователей, для которых мои ученики сделают дизайн. Вот это и есть самая главная мотивация.
Ян подчеркивает, что дизайн и тренерская работа оплачивается примерно одинаково:
— Материальный фактор в тренерской деятельности однозначно не главный, но тоже значимый. Преподавание — это непростая работа, требующая серьезных усилий и терпения. Некоторые опытные специалисты берут себе учеников бесплатно, но, как правило, мотивации у них надолго не хватает, и качество обучения оказывается на любительском уровне. Но на одной только материальной мотивации тоже преподавать не получится: знаю с десяток классных дизайнеров, которые пробовали преподавать, но не смогли справиться с нагрузкой. Нужно искренне любить своих учеников и действительно хотеть, чтобы у них все получилось.
Айтишники сегодня — это не просто ребята, которые круглыми сутками сидят за компьютерами. Многие сами стремятся стать тренерами, все больше IT-специалистов заявляют о себе в качестве блогеров на YouTube, развивают собственные сообщества, выступают на конференциях.
— У меня есть канал на YouTube, веду Instagram, в котором делюсь полезными материалами, в прошлом году выпустил книгу «Как стать дизайнером с нуля», — перечисляет Ян. — Вот уже несколько лет развиваю сообщество «Гильдия дизайнеров», сейчас в нашем телеграм-чате уже больше 3000 человек. Все это способствует продвижению моих услуг и развитию личного бренда. Многие компании сами находят меня и предлагают те или иные формы сотрудничества. Так что медийность — это выгодно. Но как и в случае с преподаванием, здесь важно желание делиться своим опытом и способствовать развитию профессионального сообщества.
Рекрутер Елена Мицкевич находится по другую сторону баррикад: она не преподает, а набирает тренеров для Образовательного центра программирования и высоких технологий (IT-Academy).
За годы работы Елена выделила несколько основных мотивов айтишников подключаться к преподаванию. В тренеры идут те, кто достиг потолка в карьере, хочет попробовать себя в новом направлении и готов делиться знаниями с другими. Эта сфера привлекает и тех, кто ищет возможности для дополнительного заработка. Тренерские ставки конкурентоспособные: если работать 40 часов в неделю, как и на основной работе, то можно иметь практически тот же уровень зарплаты. Немало и тех IT-специалистов, которые рассматривают преподавание как хобби.
— В любом случае все кандидаты на тренерскую позицию проходят отбор, который я бы называла не столько жестким, сколько справедливым, — дополняет Елена. — Данный процесс состоит из двух частей. Первая — встреча-собеседование с рекрутером. Вторая — проведение пробного занятия. На нем присутствуют сотрудники центра, которые оценивают soft skills кандидата — умение ясно и четко излагать свои мысли, работать с аудиторией, корректно давать и воспринимать обратную связь, способность быть гибким и креативным. Любой специалист, у которого есть за плечами как минимум 3 года опыта работы на продакшне плюс перечисленные выше навыки, может стать преподавателем.
Елена подтверждает, что тренерский состав для IT становится моложе.
— Одному из наших результативных тренеров, преподавателю курса по Python, чуть больше двадцати лет. И для IT это вполне нормально. В центре довольны работой этого тренера, качество которой подтверждается множеством положительных отзывов и трудоустройством выпускников курса.
Напоследок просим Елену описать портрет идеального тренера для IT:
— В настоящий момент у нас работают более 100 специалистов, и каждый из них уникален. Но есть, пожалуй, одна характеристика, которая всех объединяет — интерес к преподавательской деятельности и желание передавать знания. Это самое главное условие. И, конечно, необходим профессионализм в своей области, который измеряется, как я уже упомянула, не только и не столько количеством лет в профессии.
|
|