В середине февраля "Минсктранс" обрадовал минчан возвращением "виртуального табло" - на нем удобно отображается общественный транспорт Минска: можно увидеть, где в данный момент движется нужный вам автобус или троллейбус. Однако "Виртуальное табло" стало менее удобным. Если в мае прошлого года, когда сервис был запущен в тестовую эксплуатацию к чемпионату мира по хоккею, пользователи видели движение транспорта без неудобной регистрации, в том числе на смартфонах с помощью программы Avenue, то сейчас всего этого нет.
решил разобраться, почему минчане до сих пор не могут получить полнофункциональное мобильное приложение. В этом нам помог Дмитрий Погребицкий, один из разработчиков популярных программ Transpot и Avenue.
Дмитрий Погребицкий
Конкурс velcom и убыточный Transpot
- Дмитрий, почему вы решили создать приложение для жителей Минска, пользующихся общественным транспортом?- В 2010 году оператор velcom объявил конкурс по созданию полезных мобильных приложений для жителей Беларуси. Тогда и родился Transpot, который мы сделали за три месяца. В итоге приложение заняло второе место. До этого подобных программ на Android и iOS не было.
Скриншоты Transpot.
- Мог бы появиться Transpot, если бы не было конкурса?- Уверен, что да. Если бы это не сделали мы, то сделал бы кто-то другой. "Минсктранс" на тот момент уже предоставлял информацию по расписанию общественного транспорта в столице всем желающим.
- А кто победил на том конкурсе?- Приложение называлось "7 чудес Беларуси". Как мне показалось, какой-то функциональной нагрузки оно не несло. Однако учитывая реакцию зрителей на награждении, которые попробовали все приложения, похоже, что мы получили приз зрительских симпатий.
Время показало, какая программа действительно завоевала народную любовь, а какая – нет. Слева оценки "7 чудес Беларуси", справа - Transpot (Google Play).
- Второе место в конкурсе стимулировало вас развивать проект дальше?- Мы развивали приложение следующие год-полтора – добавляли новые функции, оптимизировали его. Это был цельный продукт, наше детище, которое реально приносило пользу людям. В последнее время новых фич в приложение мы уже не добавляем, просто обновляем расписание.
- Насколько популярен Transpot спустя 5 лет?- На сегодняшний момент приложение установлено примерно на 115 000 смартфонов, а в целом установок было более 200 000. Это очень много, учитывая, что Transpot ставили исключительно минчане с Android-смартфоном, пользующиеся общественным транспортом (версии для iOS так и не вышло).
- Сколько вы заработали на Transpot, не считая премии за второе место в конкурсе?- Transpot был полностью некоммерческим проектом, так что, кроме тех призовых 5000 долларов, мы ничего на нем не заработали. Более того, у нас есть постоянные ежемесячные расходы на сервер, так что, по сути, приложение убыточно для нас.
Сотрудничество с "Минсктрансом" и прекращение развития Transpot
- Как вы начали работать с "Минсктрансом"? Кто был инициатором сотрудничества?- Расписание на момент выхода Transpot было в свободном доступе. Сотрудничество началось после конкурса. С нами тогда связался начальник АСУ "Минсктранса", который поздравил с победой и был искренне рад за нас. Вскоре мы встретились и с генеральным директором "Минсктранса". Кстати, на тот момент мы были в курсе, что вскоре в Минске заработает система GPS-слежения за транспортом, и считали, что приложение с такой функциональностью будет просто сверхполезным.
Ссылку на Transpot достаточно быстро разместили на сайте "Минсктранса", причем это была их инициатива, мы не просили об этом. Но, к сожалению, на этом все угасло. Мы пытались двигаться вперед в направлении онлайн-табло, чтобы нам дали какие-то еще дополнительные ресурсы, но с государственными организациями все очень сложно. Наверное, с того момента мы и перестали активно поддерживать Transpot.
Появление Avenue и монетизация проекта
- Когда родилась идея создать Avenue?- Наверное, тогда, когда мы прекратили постоянно поддерживать Transpot, это было где-то в 2012 году. Мы решили полностью переделать программу, изменить подход к интерфейсу, добавить несколько новых фич.
Avenue, кадр из Google Play.
- В Google Play Avenue появилось в 2013 году. Важным моментом стало наличие расписания не только Минска, но и городов Латвии, Литвы, России: например, Вильнюса, Клайпеды, Челябинска и других. Кроме того, мы решили монетизировать приложение, чтобы оно приносило пусть небольшой, но доход.
- А в чем заключалась коммерциализация?- До лета 2014 года мы не зарабатывали на Avenue, а затем мы добавили платную функциональность - просчет маршрута по городу. Пользователь выбирает две остановки, и программа показывает, каким транспортом ему воспользоваться, где сделать пересадки и сколько времени займет поездка.
Почему "Минсктранс" не отдает "виртуальное табло"
- Давайте теперь об истории с "Минсктрансом". Вы создали приложение, добавили туда онлайн-отслеживание транспорта ("виртуальное табло"), которое появилось специально к чемпионату мира по хоккею. А потом вдруг негативная реакция "Минсктранса"?- Avenue нас еще до чемпионата мира попросили показать тогдашнему мэру Минска Ладутько. Инициатором этого была другая транспортная организация Минска – "Столичный транспорт и связь", именно они, кстати, предложили нам добавить расписание маршруток. Так вот, Avenue очень понравилось мэру, особенно учитывая, что мы перевели его на английский язык. Это позволяло иностранцам без проблем добраться из аэропорта к месту проживания в нашей столице.
"Виртуальное табло" мы имплементировали сами после того, как оно было опубликовано на сайте "Минсктранса". Ровно так же мы ранее взяли оттуда расписание, так что проблем не предвиделось.
Однако это почему-то вызвало негативную реакцию "Минсктранса". Полагаю, они посчитали, что мы не имели права брать информацию с сайта без их разрешения. Хотя в наших действиях ничего предосудительного не было – мы просто хотели сделать приложение, удобное для минчан и гостей столицы. Причем абсолютно безвозмездно. А потом табло вдруг исчезло до середины февраля. Они что-то там переделывали.
- Вы заметили изменения, достойные того, чтобы убирать сервис на полгода?- Помимо исправления каких-то багов, на сайте зачем-то появилась серьезная авторизация. Которая, на мой взгляд, создает препятствия не только инициативным разработчикам вроде нас, но и простым пользователям. Чтобы быстро посмотреть местонахождение нужного транспорта, надо логиниться или регистрироваться. Это создает серьезные неудобства, особенно если на улице плохая погода или мороз.
- Как вы думаете, зачем они это сделали?- Я думаю, что это было сделано как защита от сторонних разработчиков, потому что интерфейс там все равно остается открытым. Вообще, я не понимаю, зачем делать защиту, если сам сервис разрабатывался для удобства пользователей, для быстрого доступа.
Кроме того, обратите внимание на "Условия пользования сервисом": там четко прописано, что никто не имеет права использовать информацию "виртуального табло" в сторонних программах.
Скриншот с сайта "Минсктранса" (раздел "Виртуальное табло").
Такой подход "Минсктранса" кому-то может показаться непонятным. Ладно, если у вас есть собственное удобное мобильное приложение и вы хотите, чтобы в нем был уникальный контент, но ведь его до сих пор нет. Зачем же ставить какие-то препоны сторонним разработчикам, которые готовы безвозмездно принести пользу горожанам?
- А вы связывались с "Минсктрансом" после второго появления "виртуального табло"? Быть может, они бы пошли вам навстречу?- Нет, так как, по моим ощущениям, "Минсктранс" не хочет идти на диалог и работать вместе. Вообще, получается странная ситуация: "Минсктранс" делает удобный для пользователей продукт с максимально неудобным доступом к нему и при этом не дает возможности кому-либо предложить лучшее решение, от которого выиграли бы прежде всего минчане.
Ведь если бы доступ разработчикам был открыт, то удобные приложения появились бы уже через пару недель. Если не мы, то такой продукт сделал бы кто-то другой, это же очевидно.
Почему у них можно, а у нас нельзя?
- Хочу добавить, что мы тесно работаем с литовской компанией Merakas, являющейся разработчиком транспортной программы для "Минсктранса". И это помимо аналогичных систем в Латвии, Литве и Эстонии. Так вот, они нам выдали данные по виртуальным табло прибалтийских городов без каких-то проблем – по первому же запросу. "Будут новые города, мы вас обязательно известим", - вот что они говорят.
Мы обратились с похожим запросом в транспортную организацию Санкт-Петербурга. "Вы хотите этим заниматься? Вот вам инструкция, вот вам доступ, делайте". Никаких лишних вопросов. Потому что они понимают, что для жителей и гостей города выйдет еще одно удобное приложение, в которое им не нужно вкладывать ни копейки.
В Гродно раньше, чем в Минске?
- На нас вышла белорусская компания ООО "Тэкинсофт", которая занимается подобным транспортным проектом в областях. Они предложили добавить в программу областные центры.
Поэтому совсем скоро в программе появится Гродно с работающим "Виртуальным табло", а минчане, видимо, будут по-прежнему регистрироваться на сайте "Минсктранса" и полноценно пользоваться удобным сервисом исключительно при помощи компьютеров.
В середине февраля
Теги: Интернет и связь, Transpot приложение было того, если